В горах Санта-Марта (Sierra Nevada de Santa Marta) живут 30 тысяч индейцев. До прихода испанцев их было больше миллиона. Сейчас остались только Коги (Kogui), Аруакос (Arhuacos), Вивас (Wiwas) и Канкуамо (Kankuamo). Все они говорят на разных языках и при встречах используют испанский.

Коги живут на северном склоне горного массива и во время треккинга к заброшенному городу Тайронов с их жизнью мне удалось познакомиться.

Живут Коги просто и незамысловато, занимаются сельским хозяйством. Индейские дома раскиданы по джунглям далеко друг от друга и в деревне собираются только для проведения собраний, религиозных церемоний и свадеб. У каждой общины два лидера. Первый – духовный (шаман). Второй – касике (cacique), представитель закона и порядка.

Вообще, родиться женщиной лучше на Ближнем востоке, чем в джунглях. Там тебя хотя бы будут холить и лелеять. Индейские женщины работают больше мужчин. Они вяжут знаменитые сумки. Мужчины жуют листья коки, женщины им эти листья собирают и сушат. Мужчины сеют, женщины собирают урожай и таскают все на себе. Женщинам, чтобы не потерять контакта с природой, запрещено носить обувь. И да, в среднем они рожают и воспитывают 10-15 детей. До сих пор в обществе существует страшный обычай. Недоношеных и больных детей убивают. Также оставляют только одного из близнецов, обычно более крупного.

У всех Коги длинные волосы и белые балахоны. Отличить мальчиков от девочек трудно даже им самим. Поэтому используются третичные половые признаки: девочкам надевают цветные бусы, мальчикам – наплечные сумки. Длинные волосы – это символ единения с природой, поэтому стричь их строго запрещается на протяжении всей жизни. Ослушавшихся наказывает шаман.

Но вернемся к выросшим детям. В 16-18 лет с позволения шамана мальчику можно жениться. Для этого мальчик отправляется к отцу невесты и работает на него несколько лет. Если отца устраивает трудолюбие жениха и он уверен, что будущий муж сможет содержать семью, он даёт добро на свадьбу. С этого момента молодые могут свободно общаться и оставаться наедине. До этого девушка всегда находится под строгим присмотром родителей. Перед свадьбой старые женщины племени, в основном вдовы, обучают будущего мужа премудростям семейной жизни, в том числе интимной. Потом муж учит свою жену.

После свадьбы строят два дома. В одном живут мужчины, в другом – женщины и дети. Наедине пара может остаться только в лесу, что и к лучшему. Говорят, это увеличивает плодородие женщины, а чем больше детей, тем счастливее и богаче семья. Когда женщина достигает недетородного возраста, муж может взять вторую молодую жену, чтобы детей было еще больше.

Самый уважаемый житель племени – шаман. Он воплощает в себе знания предков и служит мостом между духовным и земным миром. Иногда шаман выполняет роль священника. Соплеменники приходят к шаману и рассказывают о совершённых проступках. Тогда он назначает наказание. Например, тяжёлая работа без еды.

У Коги очень интересный ритуал превращения мальчика в мужчину.
Как только мальчику исполняется 18 лет, ему вручают попоро, деревянную палочку и насыпают в сумку сухих листьев коки. Теперь он настоящий мужчина и всегда носят собой сумку с кокой и попоро. Мужчины постоянно жуют листья коки. Традиция употребления листьев коки не имеет ничего общего с кокаином. Кока тонизирует, улучшает физическую выносливость, уменьшает голод и жажду. Вместо приветствия Коги обмениваются горстями листьев коки.

Попоро – это сосуд из тыквы, в котором хранят порошок из перемолотых ракушек. С ним связан очень важный для индейцев ритуал: сначала деревянную палочку засовывают в попоро и к ней пристаёт порошок из ракушек. Потом палочку кладут в рот и на неё налипают пережёванные листья коки. Получившуюся субстранцию из слюны, ракушек и листьев мужчина размазывает этой самой палочкой по сосуду. В результате ежедневного многодневного обмазывания попоро становится на пару сантиметров толще. На видео будет понятнее:

Ритуал имеет и мистический смысл. Употребление листьев коки способствует молчанию и размышлениям. Это напоминает индейцам о том, кто они есть и приводит жизнь в гармонию с почитаемой Матерью Землёй. Перемолотые ракушки символизируют плодородие. Мужчина день за днём и слой за слоем запечатывает в попоро свои мысли. Шаман может прочитать по сосуду не только помыслы хозяина, но и его судьбу.

В жизни все немного прозаичнее. Не раз я видела семьи, возглавляемые “размышляющим” мужчиной с неизменным попоро, за которым шла жена с тяжёлой сумкой и ребёнком за пазухой.