Клаудиа Льоса — известный перуанский режиссёр и сценарист, а по совместительству и племянница писателя Варгаса Льоса, который в 2010 получил Нобелевскую премию по литературе.

Первый её полнометражный фильм  называется «Мадейнуса», или «Сделановсша». Так зовут главную героиню, девушку из глухой перуанской провинции, лелеющую мечту перебраться в столицу. В Страстную неделю в деревню случайно приезжает молодой симпатичный незнакомец.

Для жителей деревушки праздник Святого Христова Воскресения — главное событие года. В течение недели до этого праздника Бога считают мертвым, грехов не существует, и людям позволено делать то, что в остальное время запрещается. Горечь нищеты здесь соседствует с богатством религиозных ритуалов…

Яркое, самобытное, красивое визуально и насыщенное по содержанию кино. Фильм очень точно показывает маленькую глухую андинскую деревню со всеми её нелепостями и предрассудками. Рекомендую всем интересующимся Перу и Латинской Америкой, а также любителям арт хауса.

Гораздо больше мне понравился фильм «Молоко скорби» с той же актрисой в главной роли. Это первый триумф перуанского кинематографа, получивший Золотого медведя в Берлине. Фильм тяжелый, серьёзный, может и слезу выбить.

Фауста, девушка из пригорода Лимы, в Перу, скована страхом. И эта боязнь, как гласит местное верование — прямое следствие того, как солдат-проходимец обошелся с ее матерью. Фауста выросла, мать умерла — самое время преодолеть себя. Кроме «болезни» в наследство от матери вместе с молоком скорби Фауста получила и «лекарство»: мать научила ее петь, чтобы преодолевать досаду и горе.

Не могу не процитировать отличную рецензию с Кинопоиска:

Как и положено независимому кино, главный тренд — это социально-политическая проблема, в данном случае, военная хунта в странах Латинской Америки, когда от рук фашистов погибло более 70000 человек. Последствия террора в фильме Клаудии Льосы представлены в виде камерной истории деревенской девушки с больной душой. Фауста стала плодом изнасилования, и как говорят местные жители, впитала молоко скорби — страх перед мужской агрессией, перед войной и изнасилованием. Про таких людей в предгорьях Анд говорят, что у них нет души, ее вытеснил страх. Чтобы избежать участи матери, во влагалище Фауста носит картофелину, предназначенную для того, чтобы вызвать отвращение у потенциального преступника. Пока суть да дело, мать девушки умирает, и Фауста остается совсем одна. Теперь ей надо достойно похоронить родителя и научиться жить в этом страшном мире, а тем временем картофелина дает ростки, грозя героине вполне серьезными и реальными инфекциями.

Тильда Суинтон, председатель Берлинале-2009, дает ключ к пониманию необычного фильма, способного вызвать как скуку и отвращение, так и искреннее желание разобраться в ходе мыслей режиссера. Это ключевое слово — «магический реализм», традиция, впитанная Клаудией Льосой с малых лет и тщательно проработанная в «Молоке скорби». Конечно, нельзя буквально воспринимать поступок Фаусты, как и народные суеверия. Вполне очевидно, что девушка психически нездорова и запугана матерью, которая в фольклорных песня, звучащих на протяжении всего фильма, расписала все те ужасы, что ей довелось пережить во время террора. Да и само «Молоко скорби» начинается как раз с такого народного произведения искусства, где и дети, вскормленные сучьей грудью, и член мертвого мужа, которым давится покойная мать Фаусты. Фауста испытывает вполне реальный, но безотчетный страх, делая ее слегка зашоренной и не от мира сего, в то время как повсюду гремят свадьбы и жизнь течет своим чередом. Словно генетическая память об ужасных временах.

Вполне уместно было бы сделать героиню Магали Сольер запуганной нелюдимой девушкой, и в паре слов рассказать историю ее матери. Художественные требования таковы, что без картошки и песен не обойтись. Все вместе составляет единое полотно тысячелетней культуры Южноамериканского континента, феменистских взглядов и последствий войны, нашедших отражения в местных поверьях.

Кино очень грустное, глубокое и символичное. Заметно влияние магического реализма, популярного в Латинской Америке. Смотреть однозначно всем.

В начале 2014 года в Европе вышел третий полнометражный фильм Клаудии Льоса “В воздухе“. Описание с Кинопоиска:

Иван — маленький мальчик, его мама, Нана, работает на ферме. Она заботится о нем и о его младшем брате Галли, чье психическое состояние ухудшается из-за изнурительной болезни. Однажды к ним приезжает целитель, благодаря которому Нана обнаруживает свои собственные целительные силы…

Судя по трейлеру, фильм совсем не перуанский, снят на английском языке и абсолютно не похож на предыдущие. Смотрите сами:

p.s. Первые два фильма «Мадейнуса» и «Молоко скорби» есть с русским переводом на rutracker.